17-18 декабря 2019 года в г. Москве состоялся Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности.
Директор МАОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27» Стрельникова Наталья Анатольевна и заместители директора Никитина Светлана Богдановна и Жантуреева Елена Аркадьевна были приглашены ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» на данный форум, как школа, которая показала лучшие результаты в мониторинге формирования функциональной грамотности. Из 365 школ РФ, принимавших участие в мониторинге в мае 2019 года 5А класс (ныне 6А) стал восьмым по РФ, 7А класс (ныне 8А) стал третьим по РФ. Из Иркутской области принимали участие 10 школ, и только школа 27 вошла в десятку лучших школ по РФ.
17 декабря на Форуме были рассмотрены вопросы:
1). Основные задачи Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности.
2). Методология и основные итоги первого этапа проекта «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся».
3). Эксперты работали в секциях функционального мониторинга:
1. «Читательская грамотность»
2. «Естественнонаучная грамотность»
3. «Математическая грамотность»
4. «Финансовая грамотность»
5. «Креативное мышление»
6. «Глобальные компетенции»
4). Состоялась Экспертная сессия — панельная дискуссия по проблемам реализации идей проекта и использования учебно-методических материалов по функциональной грамотности, в рамках которой были рассмотрены следующие вопросы:
1. Подготовка будущих учителей к формированию навыков ХХI века.
2. Проектирование программ профессионального развития педагогов в системе ДПО.
3. Управление качеством образования.
4. Оценка образовательных результатов
18 декабря состоялась Пресс-конференция Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой по итогам работы Всероссийского Форума экспертов по функциональной грамотности, на которую была приглашена директор школы № 27 Стрельникова Наталья Анатольевна.
- Министр просвещения Васильева О.Ю. говорила о важности включения вопроса о формировании функциональной грамотности обучающихся в актуальную повестку развития системы образования в Российской Федерации, о повышении качества образования и эффективности труда учителя, о подготовке педагогов к формированию навыков ХХI века, о развитии системы образования».
- Видеообращение Андреаса Шляйхера, руководителя Директората по вопросам образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития, куратора Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA «О результатах международного сравнительного исследования PISA-2018 и каким должно быть образование мирового уровня в XXI веке».
- Выступление Галины Сергеевны Ковалевой, руководителя проекта «Мониторинг формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» «О результатах работы экспертных групп по различным аспектам функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, креативного мышления и глобальных компетенций) и реализации идей проекта в практике российского образования».
По итогам работы на Форуме и результатам мониторинга МАОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка № 27» станет федеральной площадкой Института стратегии развития образования РАО, о чем была достигнута договоренность между Стрельниковой Н.А. и Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Ковалевой Галиной Ивановной. Школа получила первое задание и в данный момент делает анализ образовательной практики, позволившей достичь данного результата.
Тезаурус.
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это, прежде всего, способность применять все полученные в процессе учебы и жизни знания для решения повседневных задач, успешно функционировать в современном обществе. Это то, что является для нас сейчас очень важным и сложнодостижимым.»
О.Ю.Васильева.
В Указе президента РФ В.В. Путина от 07 мая 2018г. Правительству поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
РФ участвует в рейтинге международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS.
Министерством просвещения РФ был создан инновационный проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», цель которого – повышение качества и конкурентоспособности российского образования, разработка национального инструментария и технологии, которые будут этому способствовать, разработка системы образовательных заданий для 5-9 классов, обновление учебных и методических материалов, с учетом переориентации системы образования на новые результаты, «навыки 21 века».